Район | Дубоссарский район |
Первое упоминание | нач. XVIII века |
Город с | 1795 |
Телефонный код | + 373 215 ----- |
Официальный сайт | http://www.dubossary.ru/ |
История
Работа Дюкарева Константина Викторовича от 5 марта 2011.
В окрестностях Дубоссар и в районе обнаружено свыше 150 памятников археологии, среди которых скифские курганы (в 1980 г. в одном из скифских захоронений обнаружена золотая гривна весом 815 грамм вождя скифского племени), памятники Трипольской и Черняховской культуры, памятники раннего средневековья. Сохранились под городом подземные ходы (пока не исследованы). Попытаемся ответить на вопрос: могли ли быть основателями нашего города ещё древние скифы? или жившие здесь ещё до них киммерийцы? Рассмотрим внимательно краткий обзор античной истории Приднестровья.
В 613 до н.э. мидийский царь Киаксар присоединил к Мидии территорию скифов. В ходе мидийско-лидийской войны (590-585 до н.э.) Скифское царство было лишено статуса провинции и было напрямую включено в состав Мидии в качестве провинции. Таким образом, с 585 до н.э. территория современного Дубоссарского района уже входила в состав государственного образования с присущими ему атрибутами. В 1980 г. в микрорайоне Дубоссар (Большом Фонтане) нашли скифское украшение. В Верхних Байраках на огромных природных валунах (за Дубоссарской объездной дорогой), пр
имерно в 100 метрах от холодного источника (вниз по ручью, текущему в Тамашлык), на высоте в 3-7 метров над ручьём возвышаются странные каменные плиты. На них высечены многочисленные странные глубокие зарубки, напоминающие буквы, применявшиеся в древних фракийских надписях. Следует отметить высокую степень выветривания каменных плит. И скифская золотая гривна была найдена недалеко от этого места.
Открытое случайно в 1994 г. в селе Дзержинское под Дубоссарами погребение Черняховской культуры 4 века н.э. подтвердило смешанный характер антропологического типа людей, некогда проживавших на берегах Днестра. «Антропологические материалы 30-ых г.г. XX века, происходящие из раскопок в районе Вадул-луй-Водэ археолога А.Донича, говорят о том, что этническая картина там интереснейшая, с сильной метисацией (смешением) населения (см. работы М.С.Великановой)». Историк XIX-XX века Садовский приурочивает отмеченные на карте Сарматии Птолемеем Карродун - к Хотину; Ерект – к Тирасполю, Вивантиварий – к Бендерам, Клепидаву – к Ямполю, Метоний — к Могилеву-Подольскому. Поиски этих городов велись, но безрезультатно.
Интересные данные по данному вопросу приводит специалист в области раннего железного века Северо-Западного Причерноморья И.А.Четвериков (НИЛ «Археология» ПГУ, Тирасполь). В 1995 г. он открыл уникальный для Восточной Европы позднескифский могильник III-II вв. до н.э. у с. Глиное. «Анализ археологической ситуации по состоянию на начало XXI века подтверждает высокую концентрацию курганов, могильников и поселений вокруг Дубоссар – прямое свидетельство наличия древнего и всем хорошо известного брода (см. работы Е.В.Черненко по скифским переправ
ам)».
Город Дубоссары (в нынешнем Приднестровье) не такой древний, как Иерихон или хотя бы Троя. В советской исторической науке (с подачи М.Сергиевского) принят речной тип формирования города Дубоссары, как поселение возле моста из дубасов (лодок) через Днестр. Существует альтернативная версия, что Дубоссары (Томбасар) – это тюркский топоним. Лучшие специалисты по данному вопросу - лингвисты, специализирующиеся на тюркских топонимах. Специалисты по выявлению аланских и тюрко-татарских наслоений в топонимике востока МССР так не считают. (См. работу Н.Раевского. «Топониме де орижине ираникэ ши турчикэ. «Лимба ши литература молдовеняскэ». 1964, №1, страницы 58-60). Кроме того, исследованию названий населённых пунктов Бессарабии, Буковины и Подолья посвящены капитальные труды М.В.Сергиевского, А.И.Еремии, Ю.А.Карпенко и других историков (в основном, лингвистов), заложивших основу этого направления в топонимике МССР.
Интересная работа произведена Удлером Р.Я. в вопросах говоров молдавского языка (в т.ч. молдавско-славянских диалектов). Реальная история – вещь сложная и противоречивая. Для идеолога, богослова или политика – она способ доказательств своих общественных воззрений. Для научного исследования – это довольно точная дисциплина, основывающаяся на конкретных данных археологии и критическом анализе письменных источников, а так же на точных данных этнографических (культурных, ареальных, топонимических, лингвистических и т.д.) исследований.
Наука, попав под гнёт идеологии, зачастую рискует превратиться в фарс, и не получив возможности полноценно развиваться, охватывает лишь разрешённый идеологией спектр исторических исследований. Термин «дубас», обозначающий «лодку», судя по всему, ещё древнеславянский (безусловно, лингвистический анализ поможет ответить точнее). По происхождению, судя по всему, он наиболее близок к корням терминов «дубасить», «дубина», «дуб», «дублёный».
Полную работу вы можете скачать тут.
Этот текст доступен на условиях Creative Commons Attribution/Share-Alike License
3.0 (CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/ ). Он основан на
материалах статьи «Дубоссары» из Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Дубоссары).